(Тресковая) Война и мирПродается ветеран двух тресковых

Адаптация. Оригинал здесь.

ДРУЖБА ТРЕСКОВАЯ СВЯТА!

11 ноября 2020 года Кристйаун Тоур Йулиуссон (Kristján Þór Júlí­us­son), Министр рыболовства и сельского хозяйства Исландии, и Виктория Прентис (Victoria Prentis), Министр рыболовства Соединенного Королевства, подписали соглашение о сотрудничестве между Исландией и Великобританией в области промыслового лова. Соглашение было подписано по видеосвязи. 29 октября аналогичное соглашение было заключено с Фарерскими островами, а 30 сентября с Норвегией.

Соглашение с Великобританией предполагает сотрудничество в сфере управления морскими ресурсами, изучения океана, добычи и переработки морепродуктов, инноваций, наконец, ежегодные консультации между рыбными властями двух стран в целях углубления сотрудничества. 1 января 2021 года Великобритания перестанет следовать Общей политике Евросоюза в области рыболовства, став независимым прибрежным государством.

Вопросы рыболовного промысла фигурировали среди наиболее острых тем при заключении сделки по Brexit между Британией и Евросоюзом. С отдельными «недожёванными» Евросоюзом рыбными державами – Норвегией, Исландией, Фарерами – пришлось подписывать отдельные договоры о дружбе. НО – как учит история – дружба дружбой, а…

РЫБКА ВРОЗНЬ

Не стану утомлять читателя перечислением бесчинств викингов на Британских островах в VIII-IX веках. В XV веке от британцев прилетела «ответочка»: этот век в Исландии называют «английским». В Исландии англичане: 1) воровали баранов и грабили церкви, в 1420 году практически захватили остров; 2) продавали исландцам промышленные товары – от чайников до гребешков; 3) один раз даже убили датского управляющего островом; 4) ловили ТРЕСКУ в исландских водах и 5) искали подходы к Северной Америке – главным образом Ньюфаундленду.

В 1528 году из 440 рыболовных судов, зарегистрированных в Англии, 144 занимались добычей трески у берегов Исландии. К средине XVI века датчанам удалось вытеснить англичан с острова, но не из прибрежных вод. Примерно в начале XIX века – аккурат к наполеоновским войнам, в которых Дания выступила на проигравшей стороне – у англичан сложилась мнение, что Исландию не мешало бы «патриотичненько отжать» у датчан: вместе с треской. Внимательно изучив вопрос, они, впрочем, решили, что владеть Исландией – скорее бремя чем благо. Да и кто мог помешать им безнаказанно шуровать у берегов острова? Ослабленная Дания? Исландцы? Не смешите мои gunboats – канонерки (была у англичан такая форма дипломатического дискурса). У Великобритании сформировалась вредная привычка, от которой ей помогли избавиться исландцы в ходе тресковых войн во второй половине XX века.

Англичане, впрочем, были не единственными, кто эксплуатировал морские богатства Исландии. В 1615 года случилось единственное (с эпохи саг) массовое (при этом крайне неаппетитное) убийство в истории Исландии. Жители Западных фьордов Исландии с достойным саг садизмом укокошили 32 изможденных баскских моряков, китобойные суда которых разметал шторм. Помимо нарушения законов о китобойном промысле изголодавшиеся баски воровали исландских баранов и сушеную рыбу (год был голодным), за что местный шериф объявил ВСЕХ БАСКОВ вне закона на своей территории. Формально, решение действовало до 22 апреля 2015 года, когда было официально отменено сегодняшними властями. Что характерно: после массового забоя басков в 1615 году Исландию лет 10 лет не посещало ни одно китобойное судно – испанское или другое.

И если уж про рыбку и братскую дружбу, не могу не вспомнить как жестко норвежцы задерживали исландские суда в НЕЙТРАЛЬНЫХ водах Баренцева моря (откуда треска мигрировала подростать в норвежские территориальные воды) в девяностых годах прошлого века. Рыбка всегда врознь.

О ТРЕСКОВЫХ БЕЗ ПАФОСА

К концу XIX века Британия не имела соперников на море. В 1890 году британские траулеры начали вести лов вокруг Исландии. В 1901 году правительство Дании, которая на тот момент правила Исландией, договорилась с Великобританией о соблюдении стандартной на тот момент трехмильной зоны. В 1944 Исландия обрела независимость, а в 1949 объявила недействительным соглашение 1901 года, увеличив прибрежную полосу до 4 миль. Как перед извержением исландского вулкана, начало расти напряжение в дипломатической коре. Пока в 1958 году не полыхнула «Первая тресковой».

О тресковых войнах хорошо написано здесь. Я рекомендую прочесть и вернуться к моим коротким замечаниям внизу. Вот, что мне показалось интересным или достойным обсуждения:

  • Немало написано о том, как нелепо выглядел этот военно-дипломатический конфликт между союзниками по НАТО. О лихой удали Исландии, тупой надменности Великобритании, гибкости США в роли посредника. Как достаточно было СССР рыкнуть из своего «медвежьего угла», что от исландской рыбки не откажется, как все участники северно-атлантического альянса падали в обморок, умоляя стороны конфликта воздержаться от дальнейшей «бузы». Исландия, безусловно, действовала решительно, но сама идея усиления контроля прибрежных государств над их территориальными водами витала в послевоенном воздухе. В феврале 1958 года – незадолго до «Первой тресковой» – в Женеве состоялась первая конференция ООН по морскому праву. На ней ряд южноамериканских государств выступал за введение 200-мильной зоны, Страны Варшавского договора за 12 миль, а многие недавно обретшие независимость государства клеймили 3-мильную зону как орудие эксплуатации колониальной эксплуатации.
  • У США – помимо сохранения Исландии в НАТО – были собственные шкурные соображения: оффшорное бурение. В Калифорнии первая рукотворная оффшорная платформа заработала как раз в 1953 году.
  • За Исландию «болели» африканские страны – просто потому, что им тоже хотелось рыбки.
  • Президент Исландии Гвюдни Т. Йоуханнессон (Guðni Th. Jóhannesson) описывает на своем сайте известный эпизод, когда 2 сентября 1958 года Посол Великобритании Эндрю Гилкрайст (Andrew Gilchrist) пригласил на обед влиятельных иностранных журналистов. Он хотел показать, что исландцы – не бедные угнетенные рыбаки, по которым «со всей дури» топчется морская сверхдержава, а банда варваров, подстрекаемая агентами международного коммунизма. Гости пришли. Вокруг резиденции посла собралось несколько сотен протестующих. Демонстранты вели  себя так мирно и обходительно, что известный американский репортер Эдди Гилмор (Eddie Gilmore) вынужден был заметить: «Господин посол, а где, собственно, “экшн”? Вы собрали нас под ложным предлогом. Из этих сопливых серенад под окнами не состряпаешь и заголовка для передовицы». Гилкрайст решил действовать проактивно и поставил на граммофон пластинку с воинственными волынками эдинбургского полицейского оркестра. В окна немедленно полетели камни, а протестующие – в основном молодые, смиренные, хотя некоторые в подпитии – начали скандировать, что викинги не сдаются. Источник здесь.
  • Военно-морская СУЕТА со срезанием промыслового оборудования, таранами, перестрелками и патрулированием делала невозможным то, за чем промысловые суда пришли в Исландию – рыбалку. Чтобы вести промысел, судну нужны многокилометровые пустые квадраты океана, а не месиво из патрулирующих военных судов.
  • У британцев бытовало несколько ошибочное мнение, что за исландской непокорностью стоят происки мирового коммунизма. В фойе отеля «KEA Akureyri» висит завораживающее панно. На нем состоятельного вида мужчина в костюме Аль Капоне жмет руку рыбаку в робе. Вокруг жены, дети, песики и прочие декорации из фильма Кустурицы. Картина олицетворяет классовую гармонию в государстве нового типа, ставшей навязчивой идеей XX века – что в левой, что в правой версии. Так вот: в послевоенной Исландии действительно существовало единство элит с народом относительно суверенности исландской рыбки.
  • Викинги, разумеется, победили. И в 2012 году Правительство Великобритании выплатило компенсацию 2500 британским рыбакам, потерявшим работу в 1976 году после введения Исландией 200-мильной зоны. По 1000 фунтов на душу! Слишком мало, слишком поздно. Но символично: у любого конфликта имеются пострадавшие – с обеих сторон.

РЫБОНЬКА НА ТОРТЕ

В ноябре 2020 года стало известно, что исландское правительство выставило на продажу судно береговой охраны. Патрульный корабль «Айир» (Ægir) был построен в Дании в 1968 году. Он сыграл важнейшую роль в двух последних тресковых «войнах». В последующие десятилетия – работая патрульным и спасательным судном – сохранил бесчисленные жизни моряков. «Несмотря на все, что судно сделало для страны, правительство решило не спасать его. Теперь у нас остался только один патрульный корабль», – сетует капитан Халлдоур Б. Неллетт, который работал на «Айире» с 1972 года.

Реклама о продаже судна размещена на сайте госзакупок «Ríkiskaup». Заявки принимаются до 6 января 2021 года. Желающие приобрести легендарное судно или отправиться в путешествие по Исландии могут также обращаться ко мне😊 здесь.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.