Крайслер – оружие пролетариатаКак коммунисты бежали из португальского Алькатраса

Крайслер – оружие пролетариата? Народ путешествует по Португалии, смотрит, фоткает, выкладывает (или вылóживает – как правильно?). Мелькнуло знакомое: мучительно чешусь в репе под кепи. Есть же какой-то музей с машинками, я в нем бывал – очень давно, впрочем.

Вспомнил! Museu do Caramulo. Где-то в районе Визео. Содержит антикварные машинки (плюс гобелены и картины). Peugeot 1899 года выпуска. Bugatti 35-B 1930-ого. Rolls-Royce Phantom III (машина римских пап). Ferrari F-195 Inter. Наконец, «Мерседес» просвещённого диктатора Салазара.

А еще черный «Крайслер». Про него сегодняшняя история. 3 января 1960 года аж целых десять португальских коммунистов во главе с товарищем Альвару Куньялом сбежали из тюрьмы строгого режима в крепости Пенише. Это у океана далеко на запад. Товарищ Куньял мне запомнился из советского ящика. Белоснежная рубашка, стрижка удлиненная, копна волос красивая, что для коммуниста, согласитесь, нехарактерно. У них в стайлбуке прописана демократическая плешивость. С ним взасос целовался наш дорогой Леонид Ильич, что, ясен хрен, вполне типично для прогрессивных деятелей международного рабочего движения.

Утверждают, что хитроумный план побега монте-кристовских пропорций разработал агент португальской Нац. Гвардии Жузе Жорж Алвеш. Без хорошего плана и своего человека ВНУТРИ тюрьмы такое не провернуть. Синьора Алвеша давно не повышали по службе, в тюрьме было скучно и материально бесперспективно: ни славы, ни денег. А тут товарищи коммунисты (они это умеют!) пообещали амбиционному полицейскому райские кущи и денежные реки в социалистическом лагере. Он переобулся в коммунисты и разработал свой дьявольский план.

Ночью 3 января перед тюрьмой остановился тот самый черный Крайслер. Номерной знак HE-10-32. Водитель уверенно вышел из машины, чтобы захлопнуть отстегнувшийся на разбитой дороге капот. Это был сигнал! Заключенные вырубили охранника хлорофором и один за другим стали спускаться по стене по веревкам из простыней.

Вы не ослышались: заключенные коммунисты спали на простынях! Товарищ Куньял в тюрьме занимался самосовершенствованием и изучал иностранные языки. Кровавый режим Салазара предоставил ему учебник английского, французского и, кажется, немецкого. А в учебнике русского отказал! Звери!

Но вернемся к побегу из португальского Алькатраса. На внутреннем дворе в тени бастионов Жузе Алвеш накинул на каждого из бежавшим полицейский плащ. По веревке из простыней они забрались на стену крепости – пять метров, затем спустились по прислонившемуся к ней дереву, преодолели ров и расселись по машинам, ожидавших их за периметром с включенными фарами.

Происходящее с интересом наблюдали зеваки, посиживавшие в кафе напротив тюрьмы. Никто и не подумал поднять тревогу. Из тюрьмы бежали политические, симпатии были на их стороне. Вот такая ‘Верти Кал Власти’!

Утверждают, что Салазар пришел в белую ярость, узнав о побеге. Впрочем, в условиях тотальной цензуры прочитать о нем он мог только в подпольной газете коммунистов “Avante!“. В официальной прессе не сообщили о побеге коммунистов, а в папочку Салазару могли и не вложить сводку о бегстве – чтоб не огрести. Ну или я фантазирую.

Специальной полиции PIDE не удалось выяснить НИЧЕГО о местонахождении беглых коммунистов: как в воду канули. Никто, несмотря на угрозы и пытки, не слил товарищей. Их потихоньку вывозили из страны. В 1962 году самого Куньяла тайными ишачьими тропами доставили в СССР.

Не бросили и Жузе Алвеша. В мае 1960 его тайно провезли в Испанию, потом во Францию. Он оказался в Чехословакии, наконец – в братской Румынии. Румынию из стран социалистического лагеря Жузе Алвеш выбрал сам на том основании, что румыны разговаривают на братском языке романской группы.

К Жузе Алвешу привезли жену и детей, но счастья на румынской земле он не обрел. То ли кормили в стране победившего социализма хуже, реже и менее регулярно, чем в отсталой аграрной Португалии. То ли румынские вина уступали дуорским. То ли на горы коммунистических песет и динаров, о которых мечтал португальский коммунист, купить в Румынии было решительно нечего.

Но только начал наш Алвеш спирально ниспадать в водоворот насилия и алкоголизма, пока в 1968 году вообще не повесился. Возможно, предварительно зверски сам себя избив, чтобы опорочить международное рабочее движение. В странах победившего социализма такое было сплошь и рядом. Мы даже стихи такие учили в советской школе: «И друзья-чекисты, стоя надо мной, весело смеются над моей бедой».

Но скорее всего действительно убил себя сам: португальский саудад его загложил.

Говорят, что после Революции Гвоздик вдова Алвеша обратилась к Куньялу, на тот момент члену Кабинета Министров Португалии. Она просила его посодействовать возвращению семьи на родину. Куньял не пообещал ей момощи.

Вот такой коммунистический нуар. Виной всему, разумеется, американский «Крайслер». Кто, если не он? Бескомпромиссно ставьте лайки и хаски, подписывайтесь и подкакивайтесь на мой канал. Закажите путешествие по Португалии здесь.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.