Своды и отраженияАндалусия с зеркальным подвыподвертом

Своды и отражения в зеркале воды – вот что люблю в Андалусии. Первый раз Кордову, Севилью и Альгамбру объехал лет 30 назад. Недавно повторил. Есть два места, куда хочется вернуться.

  • Алькасар, Севилья: Los Baños de Doña María – купальни с повторяющимся готическим сводом, отражающемся в зеркале воды. Таинственный свет, звонкое эхо – вечность.
  • Кордова, Мескита: как ни парадоксально, мечеть и кафедральный собор. Айя-София наоборот: была мечетью, стала собором.

Люблю бродить по мусульманской части кордовского собора. Колонны, сдвоенные подковообразные своды, красно-белый камень. Эхо шагов. Пара витражей проецирует островки размытого света. Зеркал нет, но своды многократно повторяются, как в зеркале.

Переходишь в католическую часть собора, чувствуешь себя как на оживленной улице: перебор раздражителей, глаза режет от избытка роскоши. Я не про конфессии: бывают католические храмы без ангелочков и загогулин. Цистерцианские аббатства, например. А бывают мечети «рюшечные».

Почему анфилады с повторяющимися сводами и зеркалами (или без) успокаивают, настраивая на созерцательную ноту? Не ведаю: какая-то магия геометрии. Подозреваю, что в геометрическом узоре таится нечто сложное по замыслу, понимание чего мы утратили. Как век за веком мы теряем сложность конструкций в наших языках, потому как сложность не востребована.

В Португалии и в Испании рассказывают о «воинствующих мусульманских монахах», мудехарах (мусульманских спецах), Аверроэсе или, скажем, Маймониде. Когда-то спорил, ссылаясь на религиоведческий бэкграунд, что нет никакого монашества в Исламе, есть суфийские братства. Сегодня для меня это как спор про верблюда и игольное ушко: разве важно, что как называть?

Хотя стоп, суфизм, мусульманская мистика: вот где все про зеркало! Бог создал зеркало, человек – отражение божественного. Зеркало – человеческое сердце, которое надо хранить от ржавчины. В ту пору зеркала были из металла, потому ржавели.

Не крутись перед зеркалом: в нем ты видишь не себя, а отражение отражения. А еще в зеркалах притаился некий мир зазеркалья, не всегда добрый: как в сказках про Синдбада Морехода, у Ганса Христиана Андерсена, в разных гадательных обрядах. «Свет мой, зеркальце! скажи».

Идеей антропоморфности вселенной и бога (и, соответственно, их познаваемости человеком) суфизм обязан философу из Аль-Андалуса: Ибн аль-Араби. XII век. Учился в Севилье, умер в Дамаске. Известно, что михраб в кордовском соборе смотрит на Дамаск, а не на Мекку. Кто-то видит в этом тайный смысл.

А я просто люблю анфилады комнат, пространств, отражений, к чему бы они не отсылали – платоновской теории форм или суфийской концепции единства бытия. А если без мистики? Просто про единство сущего? Знаете, например, какое отношений Колумб имеет к Исландии? А библиотека его сына в Севилье? Прочтите здесь. И свяжитесь со мной здесь, если хотите путешествовать по Иберии или Исландии. С зеркальным подвыподвертом😊.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.