Арктический дубец III ©Страноведческий фарс. Глава III

Страноведческий детективный фарс, навеянный произведениями Арнальдура Индридасона, в частности “Arctic Chill”

Глава III

Начало здесь. Предыдущая глава здесь.

2019 год. Расположившись за пластмассовым столиком, Хрюнмундур принялся читать статью «Трагическая история алжезурских ведьм»:

«Кто не слыхал о балах в Видигале? Последний произошел в 1929 году, и с той поры мало кто желает посетить это удаленное алгарвийское поселение».

Человек «рассерженная птица» заговорщицки подмигнул Хрюнмундуру из-за соседнего столика.

«Сейчас, когда по всей стране идут праздники, торжества и танцевальные вечеринки, мы не можем не вспомнить бал иного порядка, который завершился трагедией».

Авторы статьи, вероятно, имел ввиду карнавальные шествия. Хрюнмундуру запомнилось одно такое мероприятие в деревушке Одиашере по пути к большой автотрассе. Пока городская молодежь в количестве шести молодцов глушила бурбон с капота феерически облупленной «Короллы», остальное население возраста как минимум столетнего нарезало круг за кругом по компактному центру на тематических «плотах» – телегах, впряженных в тракторы. Участники шествия, включая водителей тракторов, методично пережевывали булки с колбасой шурису, запивая пивом из пузырьков, которые в Португалии называются «империал».

Хрюнмундур уже знал, что время в Алжезуре не имеет ни малейшего отношения к деньгам. Оно просто время: оно тянется, переливаясь густым золотом на щедром португальском солнце – как мед, который зачерпнули большой деревянной ложкой. Время не нужно набивать событиями, как колбасу шурису набивают хрящиками и хлебным мякишем. Не нужно экономить. Оно само существует для того, чтобы экономить деньги и усилия. Планировать время противопоказано – если только это не время начала обеда, которое является священной константой, вокруг которой выстраиваются остальные события дня. Чтобы успеть вовремя к обеду, можно разбиться на “козьей тропе”, выскочив на встречку в слепом обгоне. Время окончания обеда, напротив, величина гибкая: иные обеды плавно переходят в ужины.

«История алжезурских ведьм не была предана забвению. А в 2016 году, когда историки наткнулись на официальные документы, в которых предпринималась попытка разобраться, что произошло на самом деле, она снова оказалась у всех на устах.

Местечко Видигар, что в округе Алжезур, сегодня заброшено и безлюдно: говорят, оно проклято навечно. А когда-то здесь происходили многочисленные колдовские сборища, которые местные жители называли «балами». На «балах» не играла музыка, но гости танцевали день и ночь под влиянием некого галлюциногенного напитка.

Но в 1929 году все пошло наперекосяк. Куштодия Тумэ, которой тогда было всего четыре годика, не посчастливилось наблюдать – из под кровати, где она пряталась – как ее отец насмерть зарубил топором мать. Дело было на ферме Монте Вельйу в безлюдной части округа. Перед тем, как уйти из жизни, Кустодия решила поведать собственной дочери, что произошло в тот роковой день. «Я и раньше слышала – говорит Мануэла Фрагозу, которой сегодня 64 года, – байки про моего дедушку и бабушку, но они не имеют ничего общего с тем, что рассказала мама. Не могу судить, что из этого было на самом деле, но знаю, что мама верила во все, что мне рассказала».

Согласно документам, обнаруженным в 2016 году, история эта началась за несколько недель до трагической развязки. В апреле 1929 года Президент Городского совета Алжезура сеньор Базилиу Нобре Маррейруш направил письмо Губернатору округа Фару, в котором просил выделить ему полицейское подкрепление. Его тревожило растущее число колдовских ритуалов в районе Видигала.

Полицейская операция привела к задержанию пяти индивидуумов, среди которых были Луиж Тумэ, известный как «ночной горшок», его супруга Адриана Маррейруш и свекровь – Мария Маррейруш. Они пробыли в заключении всего два дня, после чего вернулись в Монте Вельйу. Несколько недель спустя – между 15 и 17 мая, Луижа пригласили на новый «бал» только для членов его семьи. 18 мая, вернувшись в Монте Вельйу, Луиж насмерть зарубил Адриану топором, считая, что в нее вселился дьявол. Адриана была на пятом месяце беременности. Свекровь пыталась спасти дочку, но зять забил и ее до смерти.

Когда Луиж понял, что за всем наблюдала Куштодия, он потребовал, чтобы та вылезла из-под кровати, пообещав, что пальцем ее не тронет. «Мама рассказывала, что ее отец наполнил кубок для причастия кровью обеих женщин, опустил в него палец, которым нарисовал на ее теле пять ран христовых, утверждая, что теперь она под защитой. Он выпил весь кубок, после чего пришли его арестовывать». В официальных источниках нет подтверждения этой части истории.

Но из них известно, что произошло дальше. После совершения двойного убийства Луиж повел дочку к крестным. Он попросил их позаботиться о малышке, а сам расположился на площадке для зерна перед фермой, ожидая приезда полиции.

История вызвала огромный резонанс. За расследование дела взялись сотрудники Криминальной следственной полиции. В еженедельнике «Голос» появилась статья «Алжезурские ведьмы», в которой приводились неаппетитные подробности произошедшего. «Чтобы завтра не стать свидетелями еще более безумных деяний, власти не должны оставить это преступление безнаказанным, даже из соображений общественного декора», – говорилось в статье.

Луижа арестовали и поместили в тюрьму в Лагуше. Через неделю он повесился на простынях. Протоколы, составленные на момент трагедии, в унисон утверждают, что причиной психопатического состояния участников «бала» стал некий неизвестный напиток. «Они приняли какой-то отвар, и после того, как тот усвоился организмом, все как один ощутили мощнейший импульс к насилию. Те, кто пережил эти ужасные события, не хотят рассказывать, кто приготовил это пойло, опасаясь, что ведьма навредит им. Однако, из признательных показаний самого Луижа Тумэ известно, что отвар приготовила Мария Инасия.

В «балах» участвовали разные слои общества. Говорят, что многие из участников пережили пограничные состояния: сосед семейства Луижа Тумэ на время потерял рассудок, а брат Луижа – Мануэль – оказался в психиатрической лечебнице в Лиссабоне. Через год он был переведен в психушку в Порту, где и скончался. Младшая сестра убийцы – Аугушта – также провела несколько месяцев в психиатрической лечебнице и оставалась душевнобольной до конца своих дней.

Через несколько дней после задержания Луижа власти конфисковали все копии “Книги Святого Киприана”».

Хрюнмундур, которому однажды выпало у себя в Исландии расследовать похищение ритуальных некробрюк (nábrók) из кожи мертвеца из музея магии в Хоулмавике, напряг дырявую память. Сколько всякой магической дряни пришлось перелопатить за тот год… Вспомнил! “Сиприанус: Свартебокен” – “Черная книга Киприана” скандинавская версия сборника колдовских ритуалов от патентованного антиохийского мага! Говорят, что пока инквизиция боролась в Испании и Португалии с крипто-иудеями, дичайшие магические ритуалы из черного сердца Африки поникали в иберийское христианство под брендом “Святой Киприан”.

«Властям удалось найти женщину, которая возглавляла так называемые «балы». Речь идет о Марии Инасии Кошта, жительнице деревушки Бенсафрим в округе Лагуш. Это была опаснейшая особа, с которой “Луиж ночной горшок” не раз советовался. Именно она предложила Луижу собрать всю семью под тем предлогом, что мать семейства нарушила некую клятву, а теперь настало время снять заклятие. В Бенсафриме, население которого поголовно безграмотно, Мария Инасия Кошта пользовалась репутацией «добродетельной женщины», ибо умела читать. Рассказывают, что она был бедной вдовой с тремя детьми, которая занималась магией просто для того, чтобы заработать немного денег на их содержание.

Марию Инасию задержали после трагического бала, но в 1930 году жители Бенсафрима обратились к городским властям с ходатайством об амнистировании ведьмы. «Дело просили закрыть в обмен на обещание навсегда завязать с колдовскими ритуалами, причем без тюремного срока, ибо единственный голос, обвинявший Марию Инасиу, принадлежал Луижу, на тот момент усопшему.

Что же касается Куштодии, то ее воспитали крестные – без малейшей помощи со стороны местных жителей: они считали девочку плодом рокового союза. Счастье она смогла найти лишь в браке с рождением трех детей».

Хрюнмундур отложил планешетник и глотнул горьковатого «супербока». «Недурно, – подумал он, – вполне в традиции немецкого бок-бира». Человек без шеи и патлатые богомолы синхронно подняли бокалы. “Care for zome magic trink, mate?” – за спиной заскрежетал, как гусеницы «панцера», голос с сильным немецким акцентом. Высокий гладко выбритый человек в костюме, напоминающим пустынный камуфляж эпохи битвы при Эль-Алемейне, незаметно нарисовался за спиной. Он предлагал Хрюнмундуру отведать магического пойла. У Хруюнмундура вспотели подмышки…

Продолжение следует. Увлекательное путешествие на родину Хрюнмундура в Исландию или в Португалию можно заказать здесь.

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.